Творчество Н. Г. Чернышевского
Научные работы Творчество Н. Г. Чернышевского Статьи
Первоначально статья писалась как реферат для поступления в аспирантуру на кафедру истории русской литературы филологического факультета ЛГУ. Позже этот реферат стал зерном раздела диссертации, посвященного ранним беллетристическим опытам Чернышевского-студента.
Первая моя статья, написанная как глава будущей кандидатской диссертации. Здесь подробнее, чем в предшествующей литературе о Чернышевском, анализируются тексты сохранившихся юношеских произведений Чернышевского-студента.
В статье впервые в литературе о романе «Что делать?» дается развернутый анализ стилистики и художественных функций вступительного «пролога» к собственно художественному повествованию (главки «Дурак», «Первое следствие дурацкого дела» и «Предисловие»). Статья вошла в состав моей кандидатской диссертации и монографии «Роман Н. Г. Чернышевского ″Что делать?″: Эстетическое своеобразие и художественный метод».
В статье впервые предлагается новый аналитический подход к проблеме соотношения «понятийного» (рационально-логического) и «образного» (художественно-эстетического) в языке художественной прозы. Он был подсказан мне особой стилистикой этого романа Чернышевского и, думается, оказался продуктивным.
Рассматривается необычное для русского классического романа середины XIX века совмещение стадиально разновременных принципов реалистической типизации человеческих характеров — той, которая была уже выработана в литературе 1850-х – начала 1860-х гг., той, которая предшествовала ей в «физиологиях» 1840-х гг., и той, которая восходит к традиции утопической идеализации.
Для своего времени это был довольно полный обзор существовавшей к тому моменту научно-исследовательской литературы, охватывавшей все периоды художественного творчества Чернышевского.
В статье рассматриваются различные формы взаимоотношений публицистического и художественного начал в произведениях собственно художественной литературы, а затем анализируется специфика их соотношения в романе «Что делать?»
Впервые в литературоведении подвергается теоретическому анализу проблема циклизации малых литературных жанров и устанавливается принципиальная разница между сборником произведений малой формы и циклом. В свете найденного решения обозревается использование циклических форм в художественном творчестве Чернышевского.
Статья была написана в 1969 году, в бытность мою аспирантом II курса. Для ее публикации требовалась рекомендация моего научного руководителя проф. Г. А. Бялого. Он ее похвалил, но не советовал публиковать, высказавшись в своей замечательно лаконичной и всегда остроумной манере: «Не надо стрелять из пушек по воробьям!». Опубликовано впервые.
В статье «О национальной гордости великороссов» (1914) В. И. Ленин цитировал якобы «широко известное» высказывание Н. Г. Чернышевского о русском народе как о «нации рабов». При этом цитата у него приводится искаженно. Я устанавливаю, что Ленин, вероятнее всего, вообще романа Чернышевского не читал, а в начале 1890-х познакомился лишь с цитатными выписками из него по статьям Г. В. Плеханова. Устанавливается также действительный источник русофобской формулы «нация рабов», а также политико-идеологический контекст, позволивший Ленину радикальным образом извратить подлинную позицию Чернышевского.