Н. Г. Помяловский — «Мещанское счастье», «Молотов» (фрагмент монографии)
Научные работы Статьи о русской литературе XIX – XX вв. Русский роман
По традиции, восходящей к 5-томной «Истории русской литературы XIX века» под редакцией Д. Н. Овсянико-Куликовского (1903–1905), Помяловский аттестуется обычно как писатель, принадлежащий группе так называемых «писателей-демократов шестидесятых годов» (Н. Г. Помяловский, Н. В. Успенский, Ф. М. Решетников). В связи с этим и его повествовательная дилогия «Молотов», «Мещанское счастье» как бы выпадает из магистральной линии, фиксирующей эволюцию типа русских «героев времени». Когда я работал над своей докторской диссертацией, посвященной анализу художественного наследия Н. Г. Чернышевского в контексте широкого спектра литературных традиций, я обнаружил, что Помяловский заслуживает выдвижения в один ряд с Тургеневым, Гончаровым, Писемским — до него, и Чернышевским (автором «Что делать?») и В. Слепцовым (автором «Трудного времени) — после него.
Поэтому почти половину объема 4-й главы монографии «Чернышевский-романист и литературные традиции» занимает тщательный текстуальный анализ дилогии Помяловского как художественного целого: прослеживается ее сюжетика, характерология, стилистика во всех основных взаимосвязях с предшествующей русской романной традицией.